Запись в лицей


ВсОШ 2021-2022 уч.год)


Поиск по сайту

Вход



Личные сообщения

Вы не авторизованы.

Статистика сайта

Пользователи : 166354
Статьи : 1085
Просмотры материалов : 21324911
Сейчас 63 гостей онлайн
О профилактической сменной обуви в образовательном учреждении

О профилактической сменной обуви

В образовательном учреждении

 

Обувь – это важнейшая часть гардероба любого человека. Она защищает наши ноги от предметов окружающей среды (камней, осколков стекла, острых и металлических предметов, мусора и проч.), от непогоды (снег-дождь-холод-жара); является средством профилактики различных заболеваний и предметом эстетического наслаждения, т.к. благодаря дизайнерам, с того момента, как человек впервые придумал обувь, она стала той незаменимой частью гардероба, которая подчеркивает и украшает весь костюм и может многое рассказать о своём хозяине: стиль, вкус, аккуратность, характер и т.д.

         Стопа – чрезвычайно сложная и важная часть человеческого тела, она является фундаментом здоровья, т.к. выполняет функции по его формированию и сохранению. Нарушение в строении и функции стопы приводит к развитию плоскостопия, которое у детей в связи со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов встречается довольно часто - в 20-40% случаев.

Плоскостопие у детей связано, как правило, с нарушением рессорной функции стопы, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. Как следствие - дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе; у них нарушается походка и кровообращения в сосудах нижних конечностей.

Плоскостопие часто сопровождается нарушениями осанки. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации и микротравмам межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы справа или слева приводит к перекосу костей таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.

Ещё одна важная функция стопы – на её подошвенной поверхности расположены особые, так называемые рефлексогенные зоны, которые обеспечивают связь стопы с различными системами человеческого организма, например, сердечно-сосудистой и дыхательной.

Таким образом, благодаря уникальному строению и важным функциям стопа оказывает огромное влияние на развитие всего человеческого организма. Поэтому необходимо, начиная с самого раннего детства, уделять особое внимание профилактике деформации стопы ребёнка.

 Выделяют две группы факторов, отрицательно влияющие на формирование свода стопы:

 

внутренние, которые определяются

внешние

физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.),

длительные статические нагрузки

в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки

на стопы,

перенесенными заболеваниями (рахит),

недостаточная двигательная активность,

физическим развитием

(избыток массы тела),

нерациональная обувь,

состоянием здоровья

(частые простудные заболевания, хронические болезни).

чрезмерная нагрузка на суставы

при тяжёлых ранцах.

 

Негативное влияние большинства факторов может быть предупреждено с помощью профилактических мероприятий в школе.

Наиболее значимым из вышеперечисленных факторов, отрицательно влияющих на формирование свода стопы, является нерациональная обувь, в том числе сменная. С учётом длительного использования (или не использования) сменной обуви эта проблема становится особо актуальной для образовательных учреждений.

В связи с существующими условиями обучения в школе учащиеся длительное время находятся в обуви, что противоречит естественному запрограммированному развитию стопы. Именно поэтому от обуви, особенно её конструктивных особенностей, во многом зависит развитие и формирование архитектуры здоровой стопы. Профилактическая сменная обувь очень важна для здоровья и комфорта, способствует предупреждению деформации стопы.

         Для профилактики негативного влияния нерациональной обуви на стопу необходимо чётко соблюдать следующие гигиенические требования:

  1. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет её естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации.
  2. Обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли.
  3. Подошва в обуви должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах стопы, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как не предотвращает влияние ударов при ходьбе по полу, жесткому грунту и асфальту на суставы и позвоночник.
  4. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушается сцепление пальцев с опорной поверхностью и нарушается толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.
  5. Важным элементом профилактической сменной обуви является каблук. Наличие каблука и его высота влияют на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положение, в том числе и на высоту свода. При отсутствии каблука нагрузка на свод увеличивается. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счёт перераспределения нагрузки с увеличением её на передний отдел стопы. Однако каблук не должен быть высоким, поскольку в таком случае нагрузка на передний отдел стопы будет чрезмерной, что приведёт к снижению поперечного свода стопы и формированию поперечного плоскостопия.
  6. Каблук в детской обуви должен быть обязательно. Он увеличивает свод стопы, повышает его рессорную функцию, защищает пятку от ушибов, смягчает удар пятки о твердую поверхность при ходьбе, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука для дошкольников не должна превышать 5-10 мм, для школьников - 10-20 мм и подростков - 20-30 мм.
  7. Детская обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация же пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а в последствии и плоскостопие (плоско-вальгусные стопы). Наличие фиксированного задника в профилактической сменной обуви для дошкольников является обязательным, в школьной обуви фиксация может быть частичной, в подростковой - наличие фиксированного задника не является строго обязательным.
  8. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травмы пальцев стопы. Прочная фиксация голеностопного сустава стопы, испытывающего особо высокие нагрузки, должна обеспечиваться соответствующими креплениями. Их отсутствие повышает нагрузку на мышцы и связки стопы, что приводит к ослаблению мышц и снижению свода стопы.
  9. Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. Нарушение уровня вохдухообмена, т.е. повышение температуры, способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы и её деформации в виде плоскостопия.
  10. Использование стелек рекомендуется только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальны и соответствовать рельефу подошвенной части стопы.
  11. Обувь должна идеально подходить ребёнку при выполнении им определённых действий: утренник – туфли, бассейн – сланцы, заниматься спортом – кроссовки, гулять летом на улице или находиться в помещении школы – сандалии, туфли, в квартире (дома) – домашние тапочки. Выбирать обувь нужно исходя из того, что в ней будет делать Ваш ребёнок, т.е. она должна функциональной.

 

К тому же, для профилактики деформаций стопы необходимо проводить мероприятия, направленные на укрепление всего организма, профилактику простудных заболеваний и обострений хронических болезней, профилактику гиподинамии, рациональное питание, укрепление мышц и связок посредством выполнения корригирующих физических упражнений. Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, рациональный режим использования различных тренажеров для стоп, использование гигиенических ванночек для ног с использованием эфирных масел сосны, пихты, эвкалипта, лаванды и морской соли; расслабляющий массаж мышц голени и стопы, гимнастика для мышц голени и стопы с включением физических упражнений на растяжение и повышение их эластичности; ходьба босиком по мягкой поверхности.

*                          *                          *

Для обеспечения оптимальных условий формирования здоровой стопы необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении была введена сменная обувь и организована постоянная и эффективная система контроля за сменной обувью детей с целью ее соответствия требованиям профилактической обуви.

При не желании учащихся переобуваться во время учебных занятий в сменную обувь в осеннее-зимне-весенний период, при длительном ношении кроссовок, столь популярных у подростков, нарушается температурно-влажностный режим, как следствие – ноги потеют, охлаждаются и появляются признаки простуды: насморк, ангина, головная боль, температура и проч. – заболел.

В МОУ Лицей №6 в целях предупреждения деформаций стопы у детей и подростков, для профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья учащихся введена сменная обувь, как важный компонент школьной формы и делового стиля одежды.

Контроль за сменной обувью должен осуществляться родителями (законными представителями) учащихся, воспитателями ГПД и классными руководителями путём наличия сменной обуви и оценки соответствия её гигиеническим требованиям.

 

Уважаемые родители, помните!

Не всякая обувь (даже очень красивая и модная) может быть полезна ребёнку и взрослому. Часто форма обуви является формой будущей ножки ребёнка. Не принимайте обувь как нечто само собой разумеющееся, ответственно подходите к её выбору.

Длительное пребывание ребёнка в нерациональной обуви может принести непоправимый вред его здоровью! Заботьтесь о своих ногах и ножках Ваших детей, от выбора правильной обуви зависит будущее Вашей семьи! Носить правильную, рациональную, удобную, хорошо подобранную по размеру, форме, сезону, погоде, функциональности обувь. Помните – здоровье начинается со стопы!

  В качестве профилактической сменной обуви в образовательных учреждениях может быть использована летняя обувь для детей и подростков, выпускаемая ЗАО МОФ «Парижская коммуна». В соответствии с научными данными НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, подтверждающими профилактическую эффективность детской обуви данного предприятия, Союз педиатров России рекомендует широкое использование обуви ЗАО МОФ «Парижская коммуна» в детских образовательных, воспитательных и оздоровительных учреждениях.

По материалам информационного письма,

разработанного НИИ гигиены и охраны здоровья детей

и подростков ГУ НЦЗД РАМН

 (д.м.н. П.И. Храмцов, к.м.н. Н.К.Барсукова,

к.б.н. Л.М. Текшева, А.М. Курганский)

при участии Центра образования №1998 «Лукоморье»

(д.м.н. проф. Е.Н. Сотникова) и

 ЗАО Московская обувная факбрика «Парижская коммуна»

(Е.Б. Звончук).

 

     

 

P.S.

Несколько слов о сменной обуви на высоком каблуке. Обувь на высоком каблуке, столь любимая многими женщинами, к сожалению, не бывает полезной. В таком положении икроножные мышцы находятся в состоянии длительного сокращения, что со временем способствует их укорочению и ослаблению. При этом передний отдел стопы испытывает чрезмерную нагрузку. В дальнейшем в таких условиях формируется поперечное плокостопие и уплотнение в основании большого пальца стопы.

Для профилактики данных нарушений надо рационально чередовать обувь на высоком и низком каблуке.