Запись в лицей


Поиск по сайту

Вход



Личные сообщения

Вы не авторизованы.







Дневник.ру




Министерство образования и науки РФ

Российское образование. Федеральный образовательный портал


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб МОН РФ

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам













Статистика сайта

Пользователи : 166354
Статьи : 1072
Просмотры материалов : 21192495
Сейчас 57 гостей онлайн
Календарь памятных дат




Календарь победы
Данный проект представляет собой набор тематических вестников с описанием сражений, интересными статьями из фронтовых газет, рассказами о подвигах и судьбах отдельных людей, военным фольклором (песни, стихи, анекдоты), фотографиями и иллюстрированными материалами (плакаты, рисунки из газет).

Идея проекта «Календарь Победы» состоит в том, чтобы показать малоизвестные и уникальные, ранее не публиковавшиеся, материалы, передающие многогранность событий ВОВ и сложную судьбу человека. Цель проекта – осветить известные исторические факты этого периода под разными углами зрения, найти новые фактографические материалы, интересные детали общеизвестных событий.

Проект «Календарь Победы» имеет огромное значение для составления целостной картины Великой Отечественной войны и предназначен для всех интересующихся историей и исторической географией, краеведением, документоведением и народным творчеством. Великая освободительная война советского народа навсегда останется не только в сердцах ветеранов, сражавшихся за свободу и независимость русского народа, но и их потомкам, которым будут интересны все подробности военных операций.


Календарь памятных дат Воронежского края (материалы Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С.Никитина)

Календарь знаменательных дат (материалы Воронежской областной детской библиотеки)

***
Материалы об исторических датах и событиях для обсуждения на классных часах (выдержки из Положения  о проведении месячника "Памяти павших будем достойны", посвященного Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.)

11 апреля – Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.

Ежегодно 11 апреля по решению Организации Объединенных Наций отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. Именно в этот день в 1945 году узники концлагеря Бухенвальд подняли вооруженное восстание против фашистов, в результате которого захватили лагерь и удерживали его до прихода союзных войск.
11 апреля 1945 года освобождены узники фашистских концлагерей Бухенвальд и Дора, 22 апреля освобождены узники Заксенхаузена, 29 апреля – Дахау. 30 апреля 1945 года – Равенсбрюка. Кроме того, были еще Освенцим и Майданек, Маутхаузен и Штутгоф. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. 5 миллионов граждан Советского Союза прошли через лагеря смерти.

Всего за годы Второй мировой войны 18 миллионов  человек из 18 стран Европы содержались в концентрационных лагерях, причем каждый пятый из них был ребенком. От рук фашистских палачей погибли более 12 миллионов человек. В 1945 году на свободу вышли 530 тысяч человек.

В этот день по всему миру проходят разнообразные памятные мероприятия, встречи бывших узников, поминовение погибших, возложение цветов к могилам и местам захоронения жертв фашизма.

Освободительная миссия Красной армии в Европе.

С середины 1944 г' до 10 мая 1945 г/ – период великого освободительного похода Красной армии, оказавшей прямую помощь народам Европы в их борьбе против фашистской тирании.Изгнав гитлеровских захватчиков с советской земли, Красная армия перенесла военные действия за пределы СССР. Советские солдаты шли в Европу не за тем, чтобы ее завоевывать, а чтобы скорее разбить врага и закончить войну. Вместе с Красной армией шли на запад освобождать свою родину Войско польское, чехословацкий корпус, румынская дивизия, югославская бригада.Трудящиеся Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии с радостью встречали войска Красной армии как своих освободителей от фашистского ига. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы от гитлеровских оккупантов участвовало около 7 млн. советских солдат и офицеров. За освобождение Польши от фашистского ига отдали свою жизнь 600 тысяч советских воинов, Чехословакии - 140 тысяч, Венгрии - свыше 140 тысяч, Румынии - 69 тысяч, Восточной Германии - 102 тысяч, Австрии -26 тысяч.

13 апреля - День войск противовоздушной обороны (День войск ПВО)

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» ежегодно во второе воскресенье апреля отмечается День войск противовоздушной обороны (День войск ПВО). Установление даты праздника связано с тем, что в апреле принимались важнейшие правительственные постановления об организации противовоздушной обороны страны, ставшие основой для построения системы ПВО нашего государства, организационной структуры войск ПВО, их становления и дальнейшего развития. История противовоздушной обороны, как особого вида вооруженной поддержки в защите государства, насчитывает уже несколько десятилетий. В декабре 1914 года для борьбы с немецкими и австрийскими аэропланами появились первые подразделения, оборудованные пулеметами и легкими пушками. Боевым крещением для войск ПВО стала Великая Отечественная война. Достаточно упомянуть воздушные битвы над Москвой, Ленинградом, на Курской дуге, где немецкая авиация понесла большие потери. За войну войсками ПВО было сбито более 7 500 самолетов, уничтожено свыше 1 000 танков, более 1 500 орудий противника. За заслуги войск ПВО в годы войны, а также за выполнение особо важных задач в мирное время указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1975 года был учрежден государственный праздник — День войск ПВО, отмечаемый 11 апреля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года День войск ПВО был перенесен на второе воскресенье апреля, эта дата была закреплена Указом 2006 года, о котором говорилось выше. Сегодня Войска противовоздушной обороны России – род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия войск и объектов от действий средств воздушного нападения противника при ведении общевойсковыми объединениями и соединениями операций (боевых действий), совершении перегруппировок (марша) и расположении на месте.

16 апреля – начало Берлинской операции

Битва за Берлин является беспрецедентным в истории войн ХХ столетия событием. Военные действия охватили значительную часть территории Германии: с востока наступала Красная армия, а с запада – союзные войска. К этому времени создались реальные условия для полного и окончательного разгрома гитлеровского Третьего рейха. Хотя и немецким генералам, и рядовым солдатам было понятно, что война проиграна, сопротивление они оказали ожесточенное. От Одера до Берлина была построена глубоко эшелонированная оборона, а сам город был превращен в мощную оборонительную цитадель. 16 апреля в 3 часа по местному времени началась авиационная и артиллерийская подготовка на участке 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. После ее окончания были включены 143 прожектора, и пехота, поддержанная танками, атаковала противника. Не встречая сильного сопротивления, она продвинулась на 1,5-2 километра. Однако чем ближе подходили наши войска, тем сильнее нарастало сопротивление противника. Танковым ударом удалось прорвать первую линию обороны, но, подойдя к Зееловским высотам, пехота и танки встретили неподавленную авиационными ударами и артиллерийским огнем оборону противника. За первый день наступления войска фронта продвинулись всего на 3-8 километров и прорвать оборону на Зееловских высотах не смогли. Лишь к исходу 17 апреля советские войска преодолели две полосы немецких укреплений. Через два дня было окончательно сломлено сопротивление немцев на одерском рубеже обороны. В итоге четырехдневной ожесточенной борьбы войска 1-го Белорусского фронта продвинулись на глубину 34 км.

17 апреля - профессиональный праздник ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск

Ветераны органов внутренних дел и внутренних войск отмечают свой профессиональный праздник с 2011 года. Дату праздника приурочили к 20-летию создания Общественной организации ветеранов ОВД и ВВ: это событие произошло 17 апреля 1991 года. На сегодняшний день в России живут около 650 тысяч ветеранов, служивших в разные годы во внутренних войсках и органах внутренних дел. В ветеранских организациях состоят пенсионеры МВД, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другие. Ветераны органов внутренних дел и внутренних войск и сегодня продолжают приносить пользу обществу. Они занимаются пропагандой соблюдения законности и правопорядка, проводят профилактическую работу среди несовершеннолетних, занимаются с молодыми сотрудниками полиции, передавая им свои знания. Как сообщает пресс-служба МВД РФ, благодаря ветеранам и их бесценному опыту, ежегодно раскрывается большое количество преступлений.

18 апреля - Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия)

Памятники – это и наша история, возможность заглянуть сквозь века в прошлое, и еще один повод задуматься о значении, которое может иметь отдельно взятая личность, думая при этом о настоящем и будущем. Они имеют значение, как и для всей культуры в целом, так и для каждого отдельного человека в частности.

Еще в 1983 году, благодаря решению ассамблеи очередного совета ЮНЕСКО, учредили Международный день памятников и исторических мест. Впрочем, в Советском Союзе в 1924 году, задолго до принятия аналогичного международного решения исторически значимые места обеспечивались особым отношением и охраной. Древние городища, могильники и курганы должны были оставаться нетронутыми при любых обстоятельствах в качестве исторического достояния.

26 апреля – начало штурма Берлина

25 апреля войска 1-го Украинского (командующий маршал И.С.Конев) и 1-го Белорусского (командующий маршал Г.К.Жуков) фронтов замкнули кольцо вокруг Берлина. Берлинская группировка насчитывала около 200 тыс. солдат и офицеров. Для удобства управления войсками город был разбит на 9 секторов. Наиболее тщательно подготавливался центральный сектор, который охватывал основные государственные и административные учреждения, в том числе Рейхстаг и Имперскую канцелярию. Все оборонительные позиции соединялись между собой ходами сообщения. Для скрытного маневра силами и средствами широко использовалось метро.

Советские войска наносили удары по сходящимся направлениям к центру города. Бои шли днем и ночью. Они велись на земле, в подземных коммуникациях и в воздухе. На следующий день противник в Потсдаме был уничтожен, а в Берлине сжат в полосе шириной до 2-3 километров, растянувшейся с востока на запад еще на 16 километров. Имея превосходство в людях и технике, Красная армия не могла полностью использовать свои преимущества в городских кварталах. Весь город был насыщен оборонительными сооружениями – особенно были укреплены Рейхсканцелярия и Рейхстаг. Сильный укрепрайон был создан в Тиргартен-парке.

29 апреля - начало боев за Рейхстаг

Рейхстаг представлял собой настоящую крепость. Поздно вечером 30 апреля 1945 года 1-й батальон 756-го стрелкового полка под командованием капитана С.А.Неустроева, 1-й батальон 674-го стрелкового полка под командованием капитана В.И. Давыдова и 1-й батальон 380-го стрелкового полка под командованием старшего лейтенанта К.Я.Самсонова овладели основной частью Рейхстага. В штурме здания также участвовали отдельные группы под командованием майора М.М. Бондаря и капитана В.Н. Макова, танкисты 23-й танковой бригады. Бой в горящем здании продолжался до позднего вечера. Только после удачной атаки в тыл немецким подразделениям бойцам С.А. Неустроева удалось загнать гитлеровцев в подвальные помещения. Поняв бессмысленность дальнейшего сопротивления, командование гарнизона Рейхстага предложило начать переговоры с условием, что с советской стороны в них должен принять участие офицер в звании не ниже полковника. Среди офицеров, находящихся в это время в Рейхстаге, не было никого старше майора, а связь с полком не работала. Поэтому было принято решение направить на переговоры рослого и представительного лейтенанта А. Береста, предварительно переодев его в форму полковника. После недолгой подготовки на переговоры пошли А. Берест в качестве полковника, С.А. Неустроев как его адъютант и рядовой И. Прыгунов в качестве переводчика. Переговоры начались с предложения А. Береста о капитуляции. В ответ немецкие парламентеры заявили о готовности гарнизона сложить оружие, но при условии, что советские солдаты покинут огневые позиции. Советский «полковник» категорически отверг это предложение и потребовал безоговорочной капитуляции. После этого советская делегация покинула подвал. Только ранним утром 2 мая немецкий гарнизон капитулировал.

Последний штурм центральной части города, где находилась Имперская канцелярия, продолжался всю ночь с 1 на 2 мая. К 15 часам 2 мая остатки берлинского гарнизона общим количеством более 134 тысяч человек сдались в плен.

2 мая 1945 г. Москва дважды салютовала победителям: в 21 час залпами из 222 орудий, а в 23 часа – из 324 орудий.

За 23 дня непрерывных наступательных боев Красная армия и Войско польское во время проведения Берлинской операции потеряли убитыми 81 116 человек, ранеными и больными 280 000 человек.

Правительство СССР и Президиум Верховного Совета СССР учредили медаль «За взятие Берлина», которой было награждено более 1 млн. 82 тыс. солдат и офицеров. 187 частям и соединениям Красной армии, наиболее отличившимся при штурме вражеской столицы, было присвоено почетное наименование «Берлинские». Более 600 участников Берлинской операции удостоены звания Героя Советского Союза. 13 человек награждены второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

30 апреля – водружение Знамени Победы

Перед штурмом Рейхстага Военный совет 3-й Ударной армии вручил своим дивизиям девять Красных знамен, специально изготовленных по типу Государственного флага СССР. Подобные самодельные Красные знамена, флаги и флажки имелись во всех передовых частях, соединениях и подразделениях. Они, как правило, вручались штурмовым группам, которые комплектовались из числа добровольцев и шли в бой с главной задачей – прорваться в Рейхстаг и установить на нем Знамя Победы.

Первыми – в 22 часа 30 минут по московскому времени 30 апреля 1945 г. – водрузили штурмовое Красное знамя на крыше Рейхстага на скульптурной фигуре "Богиня победы" артиллеристы-разведчики 136-й армейской пушечной артиллерийской бригады старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Ф.Лисименко, А.П.Бобров и сержант А.П.Минин из состава штурмовой группы 79-го стрелкового корпуса, которой командовал капитан В.Н.Маков. Штурмовая группа артиллеристов действовала совместно с батальоном капитана С.А.Неустроева. Через два-три часа также на крыше Рейхстага, на скульптуре конного рыцаря – кайзера Вильгельма – по приказанию командира 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии полковника Ф.М.Зинченко было установлено Красное знамя №5, которое затем прославилось как Знамя Победы. Его водрузили разведчики сержант М.А.Егоров и младший сержант М.В.Кантария. 2 мая это знамя было перенесено на купол Рейхстага в качестве Знамени Победы. Всего в период штурма и вплоть до передачи Рейхстага союзным войскам на нем в разных местах было установлено до 40 Красных знамен, флагов и флажков. 9 мая Знамя Победы было снято с Рейхстага и на его место поставлено другое Красное знамя.

Акт о безоговорочной капитуляции

8 мая 1945 года в предместье Берлина Карсхорсте в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил. Но исторически берлинский акт о капитуляции не был первым. Когда советские войска окружили Берлин, перед военным руководством Третьего рейха встал вопрос о сохранении остатков Германии. Было принято решение капитулировать только перед англо-американскими войсками, но продолжать боевые действия против Красной армии. Немцы послали представителей к союзникам для официального подтверждения капитуляции. В ночь на 7 мая во французском городе Реймсе был заключен акт о капитуляции Германии, согласно которому с 23 часов 8 мая боевые действия прекращались на всех фронтах. В протоколе оговаривалось, что он не является всеобъемлющим договором о капитуляции Германии и ее вооруженных сил. Однако Советский Союз выдвигал требование безоговорочной капитуляции как единственного условия окончания войны. По настоянию руководства СССР, представители союзников повторно собрались уже в Берлине и совместно с советской стороной 8 мая 1945 года подписали еще один акт о капитуляции Германии. Стороны условились, что первый акт будет именоваться предварительным, а второй – окончательным. Окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее вооруженных сил от имени германского вермахта подписали генерал-фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий ВМС адмирал Фон Фридебург, генерал-полковник авиации Г. Штумпф. СССР представлял заместитель Верховного главнокомандующего маршал Советского Союза Г.К.Жуков, союзников – главный маршал авиации Великобритании А.Теддер. В качестве свидетелей присутствовали генерал армии США Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал Тассиньи. Торжественное подписание акта состоялось под председательством маршала Жукова, а сама церемония подписания проходила в здании военно-инженерного училища, где был подготовлен специальный зал, украшенный государственными флагами СССР, США, Англии и Франции. За главным столом располагались представители союзных держав. В зале присутствовали советские генералы, войска которых брали Берлин, а также журналисты многих стран. После безоговорочной капитуляции Германии правительство вермахта было распущено, а немецкие войска на советско-германском фронте начали складывать оружие. Всего в период с 9 по 17 мая Красная армия взяла в плен на основе акта о капитуляции около 1,5 млн солдат и офицеров противника и 101 генерала. Так закончилась Великая Отечественная война советского народа.

9 мая – День Победы

В СССР о капитуляции Германии было объявлено в ночь на 9 мая 1945 года. В этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной армии 9 мая было объявлено Днем Победы и нерабочим днем.

Исторический парад Победы в ознаменование победы СССР над Германией в великой Отечественной войне состоялся в Москве   на Красной площади 24 июня 1945 года. Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.рокосовский. В 1948 году день Победы перестал быть выходным днем. Руководство страны, таким образом, решило, что люди должны хотя бы на время забыть страшные события военных лет. Но по-прежнему 9 мая сохраняло статус праздника: выпускались праздничные открытки, фронтовики получали поздравления. День Победы вновь стал выходным днем с 1965 года. В крупных городах СССР стали проходить яркие военные парады, финалом которых был салют.

Долгое время военные парады на Красной площади не проходили. А в 1995 году россияне стали свидетелями сразу двух парадов в Москве: первый проходил на Красной площади, а второй с использованием бронетехники – на Поклонной горе.

В 2008 году была восстановлена традиция проведения военного парада на Красной площади. Тогда в военном параде принимали участие не только боевые машины, но и авиация.

В странах Запада день Победы отмечают 8 мая. Это связано с разницей центральноевропейского и московского времени. Во многих европейских городах люди поздравляют своих солдат-победителей с днем Победы. В Европе праздник носит иное название – День Европы.

В США существует два праздника Победы – это V-E Day (День Победы в Европе) и V-J Day (День Победы над Японией, проводящийся 15 августа). Оба праздника отмечаются с размахом. Американцы в этот день поздравляют своих ветеранов и благодарят их за одержанную победу.

Методические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (по материалам сайта
ГБУ ВО "Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи" )

http://www.patriotvrn.ru/component/content/category/204-70-let
Алгоритм сценария урока мужества.

1. Оформление зала.

2. Демонстрация фрагмента кино-видеофильма.

3. Выступление чтецов, фонограмма.

4. Открытие урока мужества, представление гостей, ветеранов.

5. Информация о событиях, которым посвящен урок мужества, демонстрация слайдов, видеофрагментов.

6. Выступление ветеранов, гостей, ответы на вопросы обучающихся.

7. Художественное чтение, исполнение песен, других номеров художественной самодеятельности.

8. Выступления обучающихся с проектами по теме урока мужества.

9. Награждение ветеранов, гостей памятными подарками.

10.Демонстрация фрагмента кино-видеофильма.

11.Закрытие урока мужества.

Организационные основы проведения урока мужества.

1.Непосредственно перед уроком мужества необходимо проверить уровень подготовленности всех участников и ответственных за свои части сценария, внести последние коррективы.

2.Назначить ответственных: за встречу гостей, за организацию гардероба (если нужно) и размещением участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.

3.Необходимо четко соблюдать регламент проведения урока мужества.

4.Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.

5.Необходимо по ходу действия следить за реакцией аудитории и, по возможности вносить коррективы в сценарий.

6.Проводить гостей также важно, как и встретить.

После проведения урока мужества необходимо проанализировать его ход и итоги. В процессе анализа необходимо дать оценку эффективности работы всех организаторов, оценить само событие: успешное, среднее и провальное.

Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все сильные и слабые места, выработать рекомендации для использования положительного опыта в дальнейшем.

Заочная экскурсия

При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей педагога, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

- просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

- рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

- самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным педагогом, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

- посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся – например, рассказы о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения.

Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.

Виртуальный музей

В последнее время в связи с развитием информационных технологий и развитием Интернета появилась инновационная форма - виртуальный музей.

За рубежом и в России открываются все больше и больше музейных сайтов. Интернет дает возможность посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях других стран. Ссылки на многие из них можно найти на сервере «Музеи». Так, например, можно посетить Лувр и пройтись по его залам. На сервере «Музеи России» мы можем найти такие музеи, как «Государственный историко-культурный музей-заповедник», «Третьяковская галерея», «Государственный Эрмитаж», «Государственный Русский музей», «Московский Кремль» и другие.

Квест

Слово «квест» (quest) заимствовано из английского языка, где имеет несколько разных значений:
1. поиски (ср.: in quest of smb., smth. – в поисках кого-л., чего-л.; in quest of adventure – в поисках приключений);
2. предмет поисков;
3. поиски приключений (в рыцарских романах );
4. уст. дознание;
5. искать, производить поиски, разыскивать (ср.: to quest about looking for smth. – ходить повсюду в поисках чего-л.).
В настоящее время слово «квест» приобретает новое значение, выходя за рамки виртуального мира, но сохраняя некоторое подобие компьютерной игры в реальной жизни. Квестами стали называть игры, основанные на уникальном сюжете, который должен быть раскрыт группой людей, выполняющих различные задания, решающих поисково-логические задачи, с целью завоевания высокой рейтинговой позиции и/или получения награды.

Квест - это игра-расследование в музее, парке или исторических местах города.

Игроки становятся первооткрывателями тайн, участниками расследования, искателями сокровищ или утерянных знаний. Каждый квест – это приключение со своим сюжетом и атмосферой.

К игрокам попадает секретная или обрывочная информация. Используя ее, а также логику, сообразительность, эрудицию и внимательность, игроки движутся по сюжету к разгадке тайны.

Суть игры состоит в последовательном прохождении нескольких этапов и выполнении специальных заданий на каждом из них. Квест составлен таким образом, что переход от одного этапа к другому возможен только при выполнении заданий предшествующего этапа: в процессе выполнения очередного задания участники квеста разгадывают определенное слово или фразу, которая служит ключом к определению места старта следующего этапа и последующего выполнения его задания. Побеждает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и расшифровавшая финальный кодовый текст.

Специфические особенности историко-краеведческого сити-квеста заключаются в следующем:

1) поиск нужных объектов сопряжен с получением из источников (специальной литературы, Интернет-ресурсов) историко-краеведческой информации, помогающей участникам в решении заданий квеста;

2) маршрут игры привязан к объектам историко-культурного значения, в данном случае – к памятникам г. Воронежа, так или иначе связанным с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (братским могилам, мемориальным комплексам, музеям, мемориальным доскам, улицам, площадям, школам, носящим имена героев Великой Отечественной войны и т.п.).

Некоторые рекомендации по составлению историко-краеведческого квеста:

1) определите тему и протяженность квеста по времени (однодневный, многодневный, рассчитанный на несколько недель или месяцев);

2) выберите историко-культурные памятники, через которые будет пролегать маршрут игры;

3) разработайте схему этапов квеста, определив последовательность прохождения участниками игры тех или иных городских объектов;

4) используйте разнообразные формы заданий для разных этапов квеста, например:

а) «Вы находитесь на мемориальном комплексе, где видите памятные доски со списком погибших советских солдат и офицеров. Определите, какой по счету в этом списке является такая-то фамилия, – данная цифра будет обозначать номер одной из братских могил г. Воронежа (место старта очередного этапа игры)»;

б) «Разгадайте кроссворд, и Вы прочтете фамилию Героя Советского Союза, уроженца г. Воронежа, в честь которого названа одна из улиц нашего города» и т.д.

Отчет о прохождении маршрута можно представить в виде презентации PowerPoint или документа Word. Выполнять сити-квест рекомендуется командой из 3–5 человек. В прилагаемом отчете необходимо указывать состав участников и вклад каждого из них в решение заданий игры.